Совет Министров Республики Каракалпакстан

Портал государственной власти Республики Каракалпакстан



Скачать страницу в PDF Скачать страницу в PDF (109 Kb)    Версия    Скачать страницу в doc (109 KB)

Археологические и архитектурные памятники

Как свидетельствуют письменные источники, в Хорезмском оазисе издревле развивалась культура градостроительства. Возникновение здесь городов и крепостей началось в VII-VI вв. до н.э. Особенно активизировался этот процесс в V-III вв. до н.э. В период античности города возводились в соответствии с четко продуманным планом, учитывающим рельеф местности, а также с учетом оборонительных и хозяйственных функций и художественного облика строений. В древнем Хорезме в этот период наряду с городами развивались ремесла, торговля. Сохранившиеся по сей день, развалины крепостей свидетельствуют о существовании здесь централизованного государства.

Представление о небольшом хорезмском городе IV-III вв. до н.э. дает Жанбас-кала

Крепость Жанбаскала находится на правом берегу реки Аму-Дарьи, на территории Турткульского района. Крепостное сооружение был спроектировано в форме правильного четырехугольника со стороной 200Х170м и площадью 3-4га. Крепость окружена двумя стенами, высотой 10м, толщиной 5м, ширина прохода между ними 2,5 м. В начале этот проход был построен как глинобитный, позже был выложен из необожженного кирпича. На одной стороне кирпича есть разные знаки (две прямые линии, круг, полукруг, разные буквенные знаки и др.) Крепость имеет единые ворота, в ее передней части построено сложное сооружение квадратной формы с несколькими кругами. Стена этого сооружения тоже была построена сначала как глинобитная, потом из необожженного кирпича. Напротив ворот была улица длиною 30м, она вела в храм и делила внутреннее строение города на 2 части (махалли). Здесь жили около двухсот семей (по мнению С.П.Толстова, в крепости жило население численностью около 1000 человек). В стенах крепости нет угловых башен, но есть многочисленные укрытия (бойницы). Расстояния между укрытиями -1,20 -1,50м. Внутренняя часть укрытия оштукатурена глиной с саманом (соломой), длина стороны с укрытиями 18-20м. По углам стены есть три укрытия, они направлены прямо и в боковые стороны, это давало возможность защитникам наносить удары в три стороны. Одним из самых важных элементов защитной системы архитектурного строения Жанбаскалы является сложное сооружение перед воротами, одна сторона которого выступает из стены на 17 м и имеет отдельную входную часть шириной 4 м. Построенные внутри сооружения несколько круговых коридоров не давали врагу возможности войти прямо вовнутрь крепости, войдя в круговой коридор, враг получал отпор от стрелков, стоящих наверху, на стене. Еще один важный элемент в защите Жанбаскала – коридор (проход). Ширина коридора повторяет ширину аналогичных проходов во всех городах Хорезмского оазиса и помогала горожанам быстро усиливать защиту в наиболее слабых местах. При защите крепости от врагов огромное значение имели укрытия (бойницы). Топографически-архитектурное построение Жанбаскалы проведено по тщательно подготовленному плану. Основным строительным материалом при сооружении крепости был сырцовый кирпич. Вначале, при строительстве стен крепости был использован слой глины (пахса). Во время второго строительства поверх слоя глины в глинобитной стене достроена стена из сырцового кирпича, кирпич имеет разные знаки. Памятник расположен на границе с кочевниками, поэтому имеет высокую стену и сложный вход. Очевидно, Хорезмское государство во главе с Фарасманом стабилизировало политическую обстановку, заключило военно-политический союз с Македонским в Бактрии, а это, в свою очередь, создало условия для строительства многочисленных городов. Пример такого строительства- это памятник Жанбаскала. Жанбаскала была военным городом на восточной границе Хорезмского оазиса, выполняла функцию военно-стратегического, экономико-культурного и религиозного центра. Её совершенный архитектурно-военный стиль подтверждает высокий уровень развития экономики, политики, культуры и играет огромную роль в изучении страниц истории узбекской государственности.

Высоким искусством древних мастеров отмечен замечательный памятник хорезмийской античности – Кой-Крылган-кала

Храм погребального и астрального культов Кой-Крылган-кала расположен в 22 км к северу от г. Турткуля. Памятник просуществовал в течение нескольких столетий с IVв. до н.э. по III-IV вв н.э. Центральное здание Кой-Крылган-калы – круглое в плане, монументальное сооружение, увенчанное галереей с рядом стрелковых бойниц. Диаметр здания по основанию составлял 44,5 м, толщина стен от 7 до 6 м. Стены сложены из пахсы и сырцового кирпича. Помещения образуют в плане крестообразную фигуру. Все восемь помещений нижнего этажа были перекрыты двойными сводами. Они предназначались, видимо, для особых культовых целей, а в верхних комнатах были размещены хранилища запасов храмового продовольствия или жертвенной пищи, храмовая утварь, хранились терракотовые изображения божеств и, видимо, проводились культовые церемонии. Небольшие культовые терракоты, миниатюрные сосуды, ритоны, керамика, украшенная мифологическими сюжетами – все это найденное здесь, характерно именно для погребального инвентаря. Само здание было окружено двойным кольцом крепостных стен, в межстенный коридор были встроены башни. Две башни имели внутренние, почти квадратные камеры, огороженные от коридора глухими стенами из сырцового кирпича толщиной 1 м, так что попасть внутрь башен можно было только при помощи приставных лестниц. Со двора в башни открывались бойницы. В результате раскопок Кой-Крылган-калы были установлены два основных периода ее существования, отделенных друг от друга значительными промежутками времени. Назначение памятника в каждый период было различным, что отразилось на характере находок, использовании помещений и др. В начале новой эры этот высоко вздымающийся дворец был обсерваторией, своего рода астрономическим центром Хорезма. Здесь была найдена астролябия, угломерный инструмент, с помощью которого здесь также велись наблюдения за солнцем и другими светилами. Находки терракотовых изображений божеств и статуарных оссуариев (Оссуарий- глиняный ящик, костехранилище, куда складывались, согласно зороастрийскому ритуалу, очищенные от внешних покровов кости умерших; костехранилище увенчивалось изображением человеческой фигуры), а также анализа плана центрального здания позволяют сделать вывод, что здесь почиталась Анахита и Сиявуш-наиболее популярные божества Древнего Хорезма. В равном почитании олицетворяемых древними хорезмийцами солнца и водной стихии ищут исследователи разгадку планировки Кой-Крылган-калы, в основу которой положены солярные символы- круг и крест. Статуарные оссуарии, изображавшие фигуры женских и мужских божеств, в которых воплощалось почитание населением умерших предков, представляют собой замечательные памятники древнехорезмийского искусства. Фигуры, иногда выполненные почти в натуральную величину, реалистично передают антропологический тип людей, их одежду, головные уборы. Появление в Хорезме оссуариев в форме древних статуй свидетельствует о сохранении традиций. На Кой-Крылган-кале были найдены обломки примерно 10-ти керамических погребальных статуй, которые, отличаясь размерами, передавали образ одного и того же типа. Так, все женские изображения – это облик молодой женщины, сидящей в статичной, торжественной позе. Иногда на оссуариях изображаются ножки тронов, делаются приспособления для установки небольших балдахинов. Погребальные скульптуры стилистически близки статуэткам, изображающим, по общему мнению, божества. Ученые считают, что статуарные оссуарии изображали умерших, воплощенных в облике хтонического божества, скорее всего, Ардвисуры Анахиты, передают образ, входящий в круг представлений о великой богине, матери всего живого, владычице царства мертвых. Были найдены также статуарные оссуарии, изображающие сидячего мужчину. Возможно, в них передан образ Сиявуша-бога умирающей и воскрешающейся природы, тесно связанного с культом мертвых. Существовали оссуарии, воспроизводившие монументальные постройки. В развалинах Кой-Крылган-калы-2 (расположено в нескольких десятках метров от основного памятника) найден оссуарий, напоминающий постройку, прямоугольную, со слегка округленными, расходящимися кверху стенками, имитирующими шатер. Возможно, оссуарий воспроизвел внешний вид шатра, который возводился при погребальном обряде в более раннее время. Непосредственным прообразом этой формы могли послужить постройки-склепы. Распространение этого зороастрийского погребального обряда с системой верований зороастрийского круга, почитание культа предков было столь широко, что остатки статуарных оссуариев находили на развалинах многих сельских жилищ рассматриваемой эпохи. Почти в каждом таком жилище была комната типа домашней молельни, предназначенная для исполнения обрядов почитания предков перед стоявшими там статуарными оссуариями. С не меньшим, чем оссуарии искусством выполнены терракотовые фигурки богов и богинь, которым поклонялись древние хорезмийцы. Среди них уже упомянутая Анахита – Великая богиня-мать, обычно изображавшаяся одетой в широкое с многими складками платье. Фигурки коней символизировали солнечное божество Митру или Сиявуша. Находки изображений бога Диониса в виде обнаженного мужчины с виноградной кистью в одной руке и кривым садовым ножом в другой напоминают о другом культе – вакхическом, также имевшем место в те времена. Представление об уровне развития искусства в Хорезме IV-III вв. до н.э. и несколько позднего времени дополняют находки великолепных керамических фляг с рельефными изображениями сцен охоты, придворной жизни, персонажей древнехорезмийской мифологии или эпоса «древа жизни» с ланями. Сюжеты изображений на глиняных и каменных печатях перекликаются с мотивами скифского искусства того же или несколько более раннего времени. К ним относятся изображения грифа, птицы или оленя в летучем галопе и т.п. О высоком уровне культуры Хорезма середины 1 тысячелетия до н.э. свидетельствует развитие письменности с использованием арамейского шрифта. Самые ранние документы этой письменности на древнехорезмийском языке найдены во время раскопок Кой-Крылган-калы и датированы Ш-П вв. до н.э. Надписи нанесены тушью или острым инструментом на сосуды и терракоты. Одна из них, нацарапанная на стенке хума, читается как «Аспабарак» или «Аспабадак» («Едущий на коне»).

Крепость Аязкала

Аязкала расположена на северо-западе Элликкалинского района, на востоке от гор Султан Увайс. На этом участке имеется три крепости, и все они именуются под общим названием Аязкала. Первая крепость построена на высоте 60 метров в равнине на высокой горной вершине. Нижние части крепости окружены длинной стеной и площадью, окружностью 9 тысяч квадратных метров. На раскопках были обнаружены предметы сельского хозяйства и монеты. По изучению этих предметов археологи определили возраст объекта. По данным С.П.Толстова жизнь в Аязкале продолжалась от 1V-Ш до 1 вв. до нашей эры. О происхождении названия этой крепости ходит много легенд и историй. В одном из них рассказывается, как слуга Аяз полюбил принцессу, живущую в крепости Кирккиз кала. Принцесса отказала ему, сославшись на то, что он слуга и беден. Но так как юноша был настойчив, принцесса поставила перед ним условие построить крепость на холме. Слуга Аяз трудился дни и ночи напролет и построил крепость. Но принцесса не сдержала свое слово и вышла замуж за богатого юношу. В другой легенде рассказывается, что вместо ушедшего на покой нужно было выбрать нового правителя Хорезма. Для этого собралась многотысячная толпа народа. Избранником должен был стать тот, на чью голову сядет сокол. Услышав это, Аяз тоже пошел посмотреть на выборы. Выпущенный сокол вдруг сел ему на голову. Желающие стать правителем вопрошали: "Как же из слуги выйдет правитель" и решили выпустить сокола заново. Однако, сокол снова сел на голову Аяза. Сколько раз ни выпускали сокола, сокол каждый раз выбирал Аяза. Так, народ выбрал Аяза правителем. Новый правитель построил на холме крепость и правил из ее дворца своим народом. Аяз был справедливым правителем. Он приказал повесить на видное место перед троном свой старый сапог, дабы не забывать своё прошлое.

Гулдурсун-кала

Крепость (II-I вв. до н.э- начало XI в. н.э.) располагается в 9-ти км к северу от г. Турткуля. Крепостное сооружение в плане прямоугольно (площадь 35га). Глинобитные стены выложены в два ряда и имеют встроенные бойницы. В У в. н.э. по неизвестным причинам крепость превратилась в руины. Примерно в первой половине XII в. Гулдурсун-кала была восстановлена и превращена в важный форпост государства Хорезмшахов на степных границах. Однако в XIII веке крепость вновь была разрушена теперь уже монгольскими захватчиками. Внутри крепости при археологических раскопках найдено большое количество античной и средневековой керамики, бронзовых поделок и украшений, античных и средневековых монет. Судя по находкам монет можно определить, что последний период обживания памятника относится к 1220 году. , т.е. ко времени правления Мухаммеда Хорезмшаха и времени нашествия монгольских войск в Хорезм. Крепость обследована в 1937 году археологами Я. Г. Гулямовым, в 1940 году продолжены С.П. Толстовым и в 1987-1994 годы О. Т. Доспановым. С историей крепости связан каракалпакский народный эпос «Гульдурсун». Текст этой поэмы был записан в 1957 году археологом С.П.Толстовым. В поэме отражены картины борьбы хорезмского народа против монгольских завоевателей. Поэма рассказывает, что войска монголов долгое время держали в осаде город. Когда в городе закончилось продовольствие, старейшины разработали план отвлечения врага. Защитники крепости накормили зерном оставшихся животных и вывели их за пределы крепости. Захватчики, забив для приготовления пищи животных и убедившись, что их желудки полны зерном, решают, что в городе еще много продовольствия и готовятся к отступлению. Однако замыслам защитников крепости мешает дочь правителя Гульдурсун, которая, наблюдая со стен крепости за захватчиками, влюбляется в одного из воинов. Беспокоясь, что она больше не увидит полюбившегося ей воина, она тайком посылает ему письмо, в котором выдает «секрет» защитников крепости. Монголы вновь предпринимают штурм крепости и полностью разрушают ее. А воин, встретившись с Гульдурсун, сказав: « Если ты предала родину, можешь ли ты быть верной мне?», казнит ее. В эпосе «Гульдурсун» воспевается мужество хорезмийцев в борьбе с врагами, самоотверженность в боях по защите родины , их предприимчивость и ненависть к предателям.

Выдающимся памятником истории и мировой культуры является «священный дворец» шахиншахов Хорезма Топрак-кала

Топрак-кала расположена в низовьях Амударьи (Беруни). Раскопки этой сокровищницы искусства древнего мира продолжались более 50 лет. Открыто свыше 150 залов и помещений «священного дворца», богато украшенного монументальной живописью и скульптурой. Остов этого оплывшего за века сооружения до сих пор вздымается среди равнинной, лишенной растительности местности на 25-27м. Настоящая высота дворца была в полтора раза выше и достигала 40 метров. Архитектура его обычна для искусства Парфии, восточных провинций Ирана: два башнеобразных объема один в другом. Центральный объем был составным – из двух и трех этажей. Во дворце размещались десятки покоев. Площадь этого монументального сооружения огромна- 120га. Весь археологический комплекс Топрак-кала включал не один дворец, а несколько, а также город – жилые дома для обслуживающего персонала двух царских дворцов-храмов. Но жилища занимали лишь незначительную часть города. И этот комплекс не являлся столицей Хорезма, хотя многое указывает на то, что он имел такое же значение, как, например, Старая Ниса для парфянских царей: здесь был царский «священный дворец», царский храм, царский некрополь, своеобразные «дворцы молчания». Ядром Высокого дворца Топрак-кала был Тронный зал, где происходили торжественные церемонии, планировка этого дворца необычна: множество свободных залов и других помещений то идут анфиладой по оси дворца, то группируются вокруг Тронного зала. Стены дворца были празднично украшены, расписаны. В залах имелись ниши, где устанавливались ритуальные скульптуры. Главным святилищем является зал танцующих масок, храм Анахиты. Это типичный храм огня: алтарь в центре и четыре колонны – уже известный нам чортаг. На стенах 16 барельефных панно с изображением пляшущих женщин и мужчин с козлиными ушами. Между панно – изображение несущихся в танце одиноких женщин. Скорее всего, сюжеты связаны с культом Диониса или иранской богини Анахиты. Именно в древнем Хорезме был крайний северный предел распространения в ираноязычном мире культа огня и почитания обожествленных предков, культа небесной плясуньи и богини плодородия Анахиты. Интересен зал воинов, в нем под скульптурным изображением бараньих рогов (символ небесного огня) были поставлены многочисленные фигуры царей на вершинах гор, где в Новый год возжигался костер. Имелся еще один зал, полный таинственного смысла – Олений зал. Здесь, возможно, происходили ритуальные празднества вознаграждения богов, благодарения. Стены зала украшала прекрасная живопись с изображением оленей и грифонов. Был также зал царей, зал побед и пр. В начале IV в. стены города были перестроены, дворец превратился в цитадель. К V веку Высокий дворец потерял свое значение. Топрак-кала сделался на некоторое время местом, где поселились простые люди, а затем на 1500 лет это замечательное творение человеческих рук скрылось от людских взоров, чтобы стать сегодня археологическим заповедником. Археологический памятник Топрак-кала включен в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО.

Миздахкан

Миздахкан – это руины крупного средневекового города, расположенного в 8 км к западу от г. Ходжейли. Древний город древнего Хорезма был расположен на двух высоких холмах и на одном из них имел старинную высокую цитадель. Максдиси –арабский географ конца Х века –писал о Миздахкане, что город «… по пространству близок к Джурджании (Ургенч) и его окружает стена». Миздахкан был городом, который в домонгольские времена обслуживал кочевников, выменивавших в городах шерсть, скот, кожу на ремесленные изделия: ткань, керамику и продукты земледелия. На вершине западного холма городища Миздахкана сохранились развалины крепости и стен цитадели, называемой Гяур-кала. Крепостная, из глинобитных блоков, стена обходила весь холм и была расчленена башнями, контуры которых угадываются теперь в оплывших валах. У южной стороны крепостной стены, над крутым обрывистым склоном холма, возвышаются остатки монументальных стен цитадели, и теперь еще достигающие 13-14 м высоты. В верхней части наилучше сохранившаяся южная фасадная стена цитадели покрыта сплошным рядом вертикальных полуцилиндров, диаметром около одного метра, превративших стену как бы в гофрированную поверхность. Цитадель Миздахкана является древним, доарабским замком крупного феодала-дихканина, цитаделью укрепленного поселения, вокруг которого на обширной культурной полосе земли были разбросаны усадьбы земледельческого населения с малыми, но тоже укрепленными замками. По свидетельству Макдиси, вокруг Миздахкана располагалось 12000 подобных замков. Город сформировался вокруг крепости, выстроенной в У-У1 вв. на месте разрушенного античного городища и существовал вплоть до окончания господства монгольских захватчиков (XIVв.) Изучение Миздахкона было начато в 1928 году археологом А. Ю. Якубом. Археологические изыскания, произведенные под руководством академика Толстова в 1964-65 гг. позволили получить сведения об истории и древних верованиях, существовавших до ислама. Согласно традициям зороастризма покойных погребали в оссуариях, которые затем размещали в некрополе. Найденные здесь детали оссуариев покрыты красочными орнаментами и эпиграфическими надписями на древнем хорезмском язык.

Мавзолей Мазлумхон Сулув

Мавзолей расположен на второй возвышенности городища Миздахкан. Мавзолей представляет собой подземную постройку. Над поверхностью земли возвышаются лишь остатки шатрового перекрытия главного помещения и полуразрушенный входной портал. Мавзолей совершенно необычен по плану. Кроме главного, крестообразного в плане помещения с центральным квадратом в 7,40м, перекрытого восьмигранным шатром, мавзолей содержит второе, подобное же по плану помещение, но меньших размеров, всего лишь 4,48 м, перекрытое также восьмигранным шатром. Оно соединено с первым залом арочным переходом. За входом в мавзолей расположен маленький квадратный вестибюль, от которого спускается слегка вниз коридор, ведущий в главный зал. Кроме этих художественно отделанных помещений в мавзолее находятся три прямоугольных камеры без какой-либо художественной декорации. Темные камеры мавзолея были перекрыты куполами типа «балхи», образуемыми сходящимися тромпами. Такое перекрытие сохранилось лишь над одной из камер. В двух других своды обрушились и образовали завалы, сделавшие камеры недоступными. Обращает внимание великолепная техника художественной выкладки стен мавзолея. Небольшой по размеру, очень правильной формы и высокой прочности обожженный кирпич сложен парными ложками, между которыми в шахматном порядке вертикально вставлены половинки кирпича с рельефными поливными голубыми бантиками 6-7 различных рисунков, обрамленных голубой же рамочкой. Глубокие ниши помещений перекрыты прекрасно выложенными стрельчатыми сводами с подчеркнутыми кладкой архивольтами. В сводах кладка тоже орнаментальная. Шатры изнутри покрыты ровной голубой облицовкой, фрагменты которой еще сохранились. Переход от квадратного основания стен, окружающих центральное помещение, к восьмиугольному в плане шатру осуществлен с помощью сферических парусов, оформленных декоративными терракотовыми сталактитами с рельефным голубым растительным орнаментом нескольких вариантов. Следует особенно подчеркнуть чистоту и яркость тона голубой, бирюзового оттенка, глазури, покрывающей изразцы, облицовывающие изнутри шатер, и рельеф рисунка на сталактитах и узорчатых кирпичах. В северной и восточной нишах главного зала мавзолея размещены характерные для мусульманского захоронения надгробия-сагана, с остатками прекрасной майоликовой облицовки. На синем фоне надгробий отлично скомпонован белый орнамент из двулистников и однолистников, а также надписи, исполненные белым цветом арабским шрифтом «насх». В розетках орнамента сочетаются синий, красный, белый и черный цвета с орнаментом. Надписи, к сожалению, не содержат ни дат, ни имен. Из текстов северного надгробия можно лишь заключить, что под ним покоится прах женщины. Эпитафии носят философско-созерцательный характер. Вот некоторые отрывки из надписей северного надгробия:

« Не думай, что я несчастна в келье праха: Зная, что я- приближенная святилища святости И считай, что я одна из затворниц рая». * * * «Жизнь прекрасна. Как жаль, что она не вечна».

Мавзолей в Миздахкане представляет уникальный памятник среднеазиатского, домонгольского зодчества и своей оригинальностью и художественностью заслуживает самого внимательного изучения. Мавзолей состоит из пяти помещений. Основная часть мавзолея размещена в подземелье. Вход на площадку мавзолея по лестнице попасть на которую можно минуя небольшую арку. Лестничный проход разделен на верхнюю и нижнюю часть. Между ними выстроена купольная чорси-хона (2.25Х2,30м). В правой части нижнего прохода расположена ещё одно купольное помещение (2,92Х 3,00м). Затем по лестнице можно попасть в самое большое помещение (7,40 Х 7,50м). Помещение кажется очень объемным за счет оформления стен помещения арочными нишами. В западной и северной арке размещены надгробия. Надгробия богато украшены орнаментами, относящимися к орнаменталистике XII-XIV вв. В орнаменты вписаны стихи на философские темы, исполненные в языке фарси. По причине того, на надгробиях не сохранились эпиграфические надписи, невозможно узнать, кто в них погребен. Существует легенда, что здесь похоронена дочь Хорезмского шаха прекрасная (сулув) Мазлумхон. Склеп перекрыт ребристым куполом. Окошечки купола, оформлены ганчевыми решетками . В круглые отверстия панджары вставлены граненые стекла, через которые в помещение проникает свет. Большая комната соединена с меньшей (4,30Х 4,50м) арочным проходом. Стены этой комнаты облицованы шлифованным кирпичом и керамической плиткой. Возведенная в центре большой комнаты суфа сплошь покрыта орнаментом в стиле гирих из голубой и белой плитки восьмиугольной и треугольной формы.

Барак-там

Поселение Барак-там (конец IV-V в.н.э.), расположенное в Тахтакупырском районе, состояло из нескольких десятков трех-четырехкомнатных одноэтажных глинобитных домов. В центре поселения до сих пор возвышаются руины трех крупных сооружений из сырцового кирпича, отличавшихся своеобразной архитектурой. Самым крупным было здание, названное Барак-Там 1. Основную часть площади его верхнего этажа, куда вел крутой пандус, занимал большой парадный зал. Его перекрытие поддерживалось двумя взаимопересекавшимися над центром зала арками из сырцового кирпича. В стенах друг против друга располагались обширные арочные ниши, выходившие на огибавшие три стороны зала широкие кирпичные суфы. Когда-то они, судя по находкам фрагментов и отпечаткам красок, были покрыты многоцветными коврами. В центре комнаты возвышалась кирпичная подставка под жертвенник, над которым во время совершения неизвестного нам ритуала горел огонь. В архитектуре Барак-тама 1 заметны следы влияния, как самого Хорезма, так и более отдаленных районов Средней Азии. Некоторые конструктивные и декоративные приемы, придающие самобытность архитектуре здания, позволяют определить это искусство как смешение различных среднеазиатских архитектурных школ. Здание было построено по заказу богатого скотовода, вкусы которого запечатлены в решении оригинального перекрытия зала, где в глине воспроизведена традиция юрты, кочевнического жилища, привычного хозяину поселения. Описанный комплекс оставлен населением, занимавшимся преимущественно скотоводством, причем среди этих полуоседлых скотоводов наблюдается резкая социальная дифференциация, отразившаяся в разных типах жилищ.

Крепость Кумбаскан-кала

Кумбасганкала находится в Элликкалинском районе Республике Каракалпакстан. Площадь ее составляет 110х115 метров, на каждой стене имеются 5 оборонительных минаретов. Стены крепости были высотой в 10 м, до наших дней из них сохранились 8 м. Основа минаретов 13х10,5 метров. Минареты были двухэтажными и установление их истинных высот требует тщательного научного исследования. Крепость построена из глины и сырцовых кирпичей. Некоторые части крепости построены из кирпичей, размером 37х37х9(8). На верхней части крепости имеются десятки шнеков для обороны. Ширина шнеков 12-15 см и высота 60 см. Шнеки расположены параллельно вдоль верхней части стены. Оборонительная система этой крепости выделяется тем, что входы в минареты расположены противоположно входам в крепость, т.е. для входа в минарет, не попадаясь в глаза врагу. Донжон – высокое здание и высота стен перекрывала его. Крепость состояла из нескольких комнат, и одна из этих комнат была укрыта куполом. При обороне крепости минареты, расположенные каждые 30 м, играли большую роль. Многие оборонительные пункты приспособлены для приближения к стенам и защите стены от врагов. Вокруг Кумбосган-калы плотно расположены населенные пункты. Здесь во времена кангюйцев (IV в до н.э. – I в н.э.), кушан (I-III вв н.э.) жили ремесленники. Здесь были найдена посуда для чая, обработанные красным цветом кувшины, бусы, античные фигуры, наконечники стрел из бронзы, печать и другие предметы быта. В крепости Кумбосган-кала кипела жизнь до VII-VIII веков. При нашествии арабов во главе с Кутейбой крепость была разрушена.

Крепость Кирккыз-кала

Крепость Большая Кирккыз-кала расположена на территории Элликкаллинского района. Эта крепость была известна уже в III-IV веках. Маленькая Кирккыз-кала ровесник Большой Кирккыз-калы. По мнению академика С.П.Толстова крепость укреплена в V-VI веках и старые стены со всех сторон окружены новой стеной из жженого кирпича. На двухэтажных минаретах, построенных в стенах крепости, имеются двухрядные шнеки для стрельбы. Посередине северных ворот прямо перед входом был лабиринт. Есть версия о том, что укрепленный вход мог быть на южной части крепости. Крепость была построена из сырцовых кирпичей на небольшом каменном холме. Найденные при раскопках остатки глины и кирпичей свидетельствует о том, что они использовались при постройке крепости. По плану крепости можно судить, что возле северной стены было расположено много маленьких комнат и большая комната из жженого кирпича. В 30-50 метрах от южной стены крепости находится многокомнатное здание, в котором были найдены остатки железа, шлаковые отходы и железоплавильная печь. По сведениям Е. Е. Неразика на юго-востоке крепости найдены останки мастерской по обработке железа площадью 12х13 метров, относящихся к VII-VIII веку нашей эры. В 1984 году на равнине возле крепости Большой Кирккиз-калы был найден керамический кувшин, полный медных монет. Монеты были подвержены коррозии в результате воздействия влажности и соли. Среды них только одна монета сохранила свой вид, при очистке на лицевой стороне монеты был обнаружен барельеф Хорезмского правителя без бороды. Корона на голове правителя изображена в виде восходящего солнца и на верхней части солнца изображено новолуние. На обратной стороне монеты изображен Сиявуш. На переднем плане от Сиявуша изображена женщина, играющая на струнном музыкальном инструменте, похожем на дутар. Женщина одета в легкое платье, на голове дузий дуппи (головной убор хорезмских женщин), который одевали в торжественных случаях. Лицо Сиявуша изображено неразборчиво, а конь изображен в движении. Женщина изображена, как красивая королева, одетая со вкусом. Композиция на монете дает право предположить, что в доисламский период Хорезмские женщины одевались очень красиво и обладали искусством танца, пения, отлично играли на музыкальных инструментах. Изображение правителя без бороды и древнехорезмийские надписи на монете дают возможность предположить, что монета была отчеканена в V-VI веках (в своем труде «Древний Хорезм» С. П. Толстов утверждает, что древнехорезмийские монеты с изображением правителей без бороды относятся к V-VI векам нашей эры).

Комплекс Султан Увайс-Бобо

Мемориальный памятник XVII-XIX вв. расположен на территории нынешнего Берунийского района. Султан Увайс (настоящее его имя Сухайл ибн Омир ибн Рушон ибн Нохия ибн Мурод) представитель племени Мурордий, проживавшего в селении Каран в Йемене родился в 625 г. Султон Увайс погиб в возрасте 32 лет в бою на Сифре, сражаясь в рядах войска Халифа Али против войск Муавии. Был погребен в селении Софа в Сирии. Султан Увайс прославился своей деятельностью по собирательству и изучению хадисов. Его последователи воздвигли символический мавзолей в его честь и превратили его в место поклонения. В годы правления Аллакулихана (XIX в.) в честь шайха здесь была построена большая мечеть и 10 чиллахана ( специальное помещение для совершения ритуала поста). Комплекс в плане прямоугольный (21,5Х53м), выстроен по направлению с севера на юг. Мавзолей Султан Увайс-Бобо расположен в северной части комплекса. В южной половине расположена мечеть с айваном, ряд худжр и гостиная. Вход в комплекс оформлен с запада. Мавзолей Султан Увайс-Бобо возведен в традициях хорезмской архитектуры из жженого кирпича.


Просмотров: 7499