Совет Министров Республики Каракалпакстан

Портал государственной власти Республики Каракалпакстан



Скачать страницу в PDF Скачать страницу в PDF (113 Kb)    Версия    Скачать страницу в doc (113 KB)

Конституция Республики Узбекистан

Народ Узбекистана,
торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета,
осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями,
опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности,
подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости,
признавая приоритет общепризнанных норм международного права,
стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики,
ставя задачей создание гуманного демократического правового государства,
в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия
принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан.



Статья 1.
Узбекистан — суверенная демократическая республика. Названия государства «Республика Узбекистан» и «Узбекистан» равнозначны.
Статья 2.
Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами.
Статья 3.
Республика Узбекистан определяет национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов государственной власти и управления, проводит свою внутреннюю и внешнюю политику.
Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны и неделимы.
Статья 4.
Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык.
Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития.
Статья 5.
Республика Узбекистан имеет свои государственные символы — флаг, герб, гимн, утверждаемые законом.
Статья 6.
Столица Республики Узбекистан — город Ташкент.


Статья 7.
Народ является единственным источником государственной власти.
Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законодательством, принятым на ее основе.
Присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти в не предусмотренном Конституцией порядке, создание новых и параллельных структур власти являются антиконституционными и влекут ответственность по закону.
Статья 8.
Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности.
Статья 9.
Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум). Порядок проведения референдума определяется законом.
Статья 10.
От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и Президент республики.
Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Узбекистана.
Статья 11.
Система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Статья 12.
В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.
Статья 13.
Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.
Статья 14.
Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества.


Статья 15.
В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан.
Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами.
Статья 16.
Ни одно из положений настоящей Конституции не может толковаться в ущерб правам и интересам Республики Узбекистан.
Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции.


Статья 17.
Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений. Ее внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права.
Республика может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности.



Статья 18.
Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.
Статья 19.
Гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их.
Статья 20.
Осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества.


Статья 21.
В Республике Узбекистан устанавливается единое для всей территории республики гражданство.
Гражданство Республики Узбекистан является равным для всех независимо от оснований его приобретения.
Гражданин Республики Каракалпакстан является одновременно гражданином Республики Узбекистан.
Основания и порядок приобретения и утраты гражданства устанавливаются законом.
Статья 22.
Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту и покровительство своим гражданам как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами.
Статья 23.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Узбекистан, обеспечиваются права и свободы в соответствии с нормами международного права. Они несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Узбекистан.


Статья 24.
Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на нее является тягчайшим преступлением.
Статья 25.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона.
Статья 26.
Каждый обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению.
Никто не может подвергаться медицинским или научным опытам без его согласия.
Статья 27.
Каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на неприкосновенность его жилища.
Никто не вправе войти в жилище, производить обыск или осмотр, нарушать тайну переписки и телефонных разговоров иначе как в случае и порядке, предусмотренных законом.
Статья 28.
Гражданин Республики Узбекистан имеет право на свободное передвижение по территории республики, въезд в Республику Узбекистан и выезд из нее, за исключением ограничений, установленных законом.
Статья 29.
Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом.
Свобода мнений и их выражения может быть ограничена законом по мотивам государственной или иной тайны.
Статья 30.
Все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы.
Статья 31.
Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.


Статья 32.
Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов.
Статья 33.
Граждане имеют право осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Органы власти имеют право приостанавливать или запрещать проведение этих мероприятий только по обоснованным соображениям безопасности.
Статья 34.
Граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях.
Никто не может ущемлять права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, массовых движениях, а также в представительных органах власти.
Статья 35.
Каждый имеет право как отдельно, так и сообща с другими лицами, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные государственные органы, учреждения или к народным представителям.
Заявления, предложения и жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.


Статья 36.
Каждый имеет право на собственность. Тайна банковских вкладов и право наследования гарантируются законом.
Статья 37.
Каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом.
Запрещается принудительный труд иначе как в порядке исполнения наказания по приговору суда, либо в других случаях, предусмотренных законом.
Статья 38.
Работающие по найму имеют право на оплачиваемый отдых. Продолжительность рабочего времени, оплачиваемого трудового отпуска определяются законом.
Статья 39.
Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, а также потери кормильца и в других предусмотренных законом случаях.
Пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума.
Статья 40.
Каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание.
Статья 41.
Каждый имеет право на образование.
Государство гарантирует получение бесплатно общего образования.
Школьное дело находится под надзором государства.
Статья 42.
Каждому гарантируется свобода научного и технического творчества, право на пользование достижениями культуры.
Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества.



Статья 43.
Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законами.
Статья 44.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.
Статья 45.
Права несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых находятся под защитой государства.
Статья 46.
Женщины и мужчины имеют равные права.


Статья 47.
Все граждане несут обязанности, закрепленные за ними в Конституции.
Статья 48.
Граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей.
Статья 49.
Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана.
Памятники культуры охраняются государством.
Статья 50.
Граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде.
Статья 51.
Граждане обязаны платить установленные законом налоги и местные сборы.
Статья 52.
Защита Республики Узбекистан — долг каждого гражданина Республики Узбекистан. Граждане обязаны нести военную или альтернативную службу в порядке, установленном законом.



Статья 53.
Основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.
Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Статья 54.
Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.
Статья 55.
Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.


Статья 56.
Общественными объединениями в Республике Узбекистан признаются профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Статья 57.
Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод ее граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягающих на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам.
Запрещается создание тайных обществ и объединений.
Статья 58.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, создает им равные правовые возможности для участия в общественной жизни.
Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается.
Статья 59.
Профессиональные союзы выражают и защищают социально-экономические права и интересы работников. Членство в профессиональных организациях — добровольное.
Статья 60.
Политические партии выражают политическую волю различных социальных слоев и групп и через своих избранных демократическим путем представителей участвуют в формировании государственной власти. Политические партии обязаны в установленном порядке представлять Олий Мажлису или уполномоченному им органу публичные отчеты об источниках финансирования своей деятельности.
Статья 61.
Религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений.
Статья 62.
Роспуск, запрещение или ограничение деятельности общественных объединений могут иметь место только на основании решения суда.


Статья 63.
Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства.
Брак основывается на свободном согласии и равноправии сторон.
Статья 64.
Родители обязаны содержать и воспитывать детей до их совершеннолетия.
Государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, поощряют благотворительную деятельность по отношению к ним.
Статья 65.
Дети равны перед законом вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей.
Материнство и детство охраняются государством.
Статья 66.
Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях.


Статья 67.
Средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом. Они несут в установленном порядке ответственность за достоверность информации.
Цензура не допускается.



Статья 68.
Республика Узбекистан состоит из областей, районов, городов, поселков, кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан.
Статья 69.
Изменение границ Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, а также образование или упразднение областей, городов, районов производится с согласия Олий Мажлиса Республики Узбекистан.


Статья 70.
Суверенная Республика Каракалпакстан входит в состав Республики Узбекистан.
Суверенитет Республики Каракалпакстан охраняется Республикой Узбекистан.
Статья 71.
Республика Каракалпакстан имеет свою Конституцию.
Конституция Республики Каракалпакстан не может противоречить Конституции Республики Узбекистан.
Статья 72.
Законы Республики Узбекистан обязательны и на территории Республики Каракалпакстан.
Статья 73.
Территория и границы Республики Каракалпакстан не могут быть изменены без ее согласия. Республика Каракалпакстан самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального устройства.
Статья 74.
Республика Каракалпакстан обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана.
Статья 75.
Взаимные отношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан в рамках Конституции Республики Узбекистан регулируются договорами и соглашениями, заключенными Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан.
Споры между Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан решаются путем согласительных процедур.



Статья 76.
Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть.
Олий Мажлис Республики Узбекистан состоит из двух палат — Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата).
Срок полномочий Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан — пять лет.
Статья 77.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоит из ста пятидесяти депутатов, избираемых в соответствии с законом.
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан является палатой территориального представительства и состоит из членов Сената (сенаторов).
Члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан избираются в равном количестве — по шесть человек — от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента путем тайного голосования на соответствующих совместных заседаниях депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, представительных органов государственной власти областей, районов и городов из числа этих депутатов. Шестнадцать членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан назначаются Президентом Республики Узбекистан из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы, производства и других сферах государственной и общественной деятельности.
Депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также членом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть гражданин Республики Узбекистан, достигший ко дню выборов двадцати пяти лет и постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты, определяются законом.
Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Законодательной палаты и членом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Статья 78.
К совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:
1) принятие Конституции Республики Узбекистан, внесение в нее изменений и дополнений;
2) принятие конституционных законов, законов Республики Узбекистан, внесение в них изменений и дополнений;
3) принятие решения о проведении референдума Республики Узбекистан и назначении даты его проведения;
4) определение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Узбекистан и принятие стратегических государственных программ;
5) определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей Республики Узбекистан;
6) принятие в состав Республики Узбекистан новых государственных образований и утверждение решений о выходе их из состава Республики Узбекистан;
7) законодательное регулирование таможенного, валютного и кредитного дела;
8) принятие Государственного бюджета Республики Узбекистан по представлению Кабинета Министров Республики Узбекистан и контроль за его исполнением;
9) установление налогов и других обязательных платежей;
10) законодательное регулирование вопросов административно-территориального устройства, изменение границ Республики Узбекистан;
11) образование, упразднение, переименование районов, городов, областей и изменение их границ;
12) учреждение государственных наград и званий;
13) утверждение указов Президента Республики Узбекистан об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления;
14) образование Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан;
15) рассмотрение и утверждение по представлению Президента Республики Узбекистан кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан;
16) избрание Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека и его заместителя;
17) рассмотрение отчета Счетной палаты Республики Узбекистан;
18) утверждение указа Президента Республики Узбекистан об объявлении состояния войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
19) утверждение указов Президента Республики Узбекистан об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения;
20) ратификация и денонсация международных договоров;
21) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящей Конституцией.
Вопросы, относящиеся к совместному ведению палат, рассматриваются, как правило, вначале в Законодательной палате, а затем в Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Статья 79.
К исключительным полномочиям Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:
1) избрание Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей;
2) решение вопросов о лишении депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан;
3) принятие решений по вопросам, связанным с организацией своей деятельности и внутренним распорядком палаты;
4) принятие постановлений по тем или иным вопросам в области политической, социально-экономической жизни, а также вопросам внутренней и внешней политики государства.
Статья 80.
К исключительным полномочиям Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:
1) избрание Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей;
2) избрание по представлению Президента Республики Узбекистан Конституционного суда Республики Узбекистан;
3) избрание по представлению Президента Республики Узбекистан Верховного суда Республики Узбекистан;
4) избрание по представлению Президента Республики Узбекистан Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан;
5) по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;
6) утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей;
7) утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности председателя Службы национальной безопасности Республики Узбекистан;
8) назначение и освобождение по представлению Президента Республики Узбекистан дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах;
9) по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан;
10) по представлению Президента Республики Узбекистан принятие актов об амнистии;
11) по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан решение вопросов о лишении члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан неприкосновенности;
12) заслушивание отчетов Генерального прокурора Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан;
13) принятие решений по вопросам, связанным с организацией своей деятельности и внутренним распорядком палаты;
14) принятие постановлений по тем или иным вопросам в области политической, социально-экономической жизни, а также вопросам внутренней и внешней политики государства.
Статья 81.
По истечении срока своих полномочий Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан продолжают свою деятельность вплоть до начала работы соответственно Законодательной палаты и Сената нового созыва.
Первые заседания Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан созываются Центральной избирательной комиссией соответственно не позднее чем через два месяца после выборов в Законодательную палату и не позднее чем через месяц после формирования Сената.
Заседания Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан проводятся в период сессий. Сессии проводятся, как правило, начиная с первого рабочего дня сентября по последний рабочий день июня следующего года.
Заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан проводятся по мере необходимости, но не реже трех раз в год.
Заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан являются правомочными, если в их работе участвует не менее половины общего числа всех депутатов, сенаторов.
При принятии конституционных законов обязательно присутствие не менее двух третей общего числа всех депутатов, сенаторов.
На заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также на заседаниях их органов могут участвовать Президент Республики Узбекистан, Премьер-министр, члены Кабинета Министров, председатели Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор республики, председатель Правления Центрального банка. На заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и ее органов может участвовать Председатель Сената, на заседаниях Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его органов — Спикер Законодательной палаты.
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан заседают раздельно.
Совместные заседания Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан проводятся при принесении присяги Президентом Республики Узбекистан, при выступлениях Президента Республики Узбекистан по важнейшим вопросам социально-экономической жизни, внутренней и внешней политики страны, выступлениях руководителей иностранных государств. По согласованию палат совместные заседания палат могут проводиться и по иным вопросам.
Статья 82.
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам, отнесенным к их ведению, принимают постановления.
Постановления Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты или членов Сената, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Конституцией.
Статья 83.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего представительного органа государственной власти, депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинету Министров Республики Узбекистан, Конституционному суду, Верховному суду, Высшему хозяйственному суду, Генеральному прокурору Республики Узбекистан и реализуется посредством внесения законопроекта субъектами права законодательной инициативы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Статья 84.
Закон приобретает юридическую силу, когда он принимается Законодательной палатой, одобряется Сенатом, подписывается Президентом Республики Узбекистан и публикуется в официальных изданиях в установленном законом порядке.
Закон, принятый Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, не позднее десяти дней со дня принятия направляется в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Закон, одобренный Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, в течение десяти дней направляется Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.
Президент Республики Узбекистан в течение тридцати дней подписывает закон и обнародует его.
Закон, отклоненный Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, возвращается в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Законодательная палата большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит закон, он считается принятым Олий Мажлисом Республики Узбекистан и направляется Законодательной палатой Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.
По отклоненному Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан закону Законодательная палата и Сенат на паритетных началах могут образовывать из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. При принятии палатами предложений согласительной комиссии закон подлежит рассмотрению в обычном порядке.
Президент Республики Узбекистан вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан.
В случае одобрения закона в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан закон подлежит подписанию Президентом Республики Узбекистан в течение четырнадцати дней и обнародованию.
Опубликование законов и иных нормативно-правовых актов является обязательным условием их применения.
Статья 85.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан избирает из своего состава Спикера Законодательной палаты и его заместителей.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Законодательной палаты.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть досрочно отозван по решению Законодательной палаты, принятому более чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты тайным голосованием.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
1) созывает заседания Законодательной палаты, председательствует на них;
2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Законодательной палаты;
3) координирует деятельность комитетов и комиссий Законодательной палаты;
4) организует контроль за исполнением законов Республики Узбекистан и постановлений Законодательной палаты;
5) руководит работой по осуществлению межпарламентских связей и деятельностью групп Законодательной палаты, связанных с работой международных парламентских организаций;
6) представляет Законодательную палату во взаимоотношениях с Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, другими государственными органами, иностранными государствами, международными и иными организациями;
7) подписывает постановления Законодательной палаты;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законодательством.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан издает распоряжения.
Статья 86.
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан избирает из своего состава Председателя Сената и его заместителей. Председатель Сената избирается по представлению Президента Республики Узбекистан.
Одним из заместителей Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан является представитель Республики Каракалпакстан.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместители избираются большинством голосов от общего числа сенаторов тайным голосованием на срок полномочий Сената.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть досрочно отозван по решению Сената, принятому более чем двумя третями голосов от общего числа сенаторов тайным голосованием.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
1) созывает заседания Сената, председательствует на них;
2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Сената;
3) координирует деятельность комитетов, комиссий Сената;
4) организует контроль за исполнением законов Республики Узбекистан и постановлений Сената;
5) руководит работой по осуществлению межпарламентских связей и деятельностью групп Сената, связанных с работой международных парламентских организаций;
6) представляет Сенат во взаимоотношениях с Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, другими государственными органами, иностранными государствами, международными и иными организациями;
7) подписывает постановления Сената;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законодательством.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан издает распоряжения.
Статья 87.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан на срок своих полномочий избирает из числа депутатов Законодательной палаты комитеты для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых в Законодательную палату, контроля за исполнением законов Республики Узбекистан и решений, принимаемых За

Просмотров: 20666