Совет Министров Республики Каракалпакстан

Портал государственной власти Республики Каракалпакстан


Информационное сообщение о четырнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Скачать страницу в PDF Скачать страницу в PDF (76 Kb)    Версия    Скачать страницу в doc (76 KB)

30 марта 2018 года в городе Ташкенте продолжило свою работу четырнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

Сенаторы заслушали отчет председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан о деятельности Центрального банка Республики Узбекистан в 2017 году. 

В отчете председатель правления М.Нурмуратов отметил, что денежно-кредитная политика проводилась в условиях сохранения повышенного инфляционного давления и перехода в активную фазу структурных преобразований в экономике, в том числе либерализации валютной политики и внешнеторговой деятельности. В связи с этим основное внимание было уделено эффективному использованию инструментов денежно-кредитной политики. 

Центральный банк усилил требования к уровню капитализации и ликвидности коммерческих банков и в июне 2017 года повысил ставку рефинансирования с 9 до 14 процентов. Вместе с тем для предотвращения дефицита ликвидности, возникшего вследствие высоких темпов роста кредитования, во второй половине 2017 года были внедрены механизмы предоставления коммерческим банкам кредитов рефинансирования. 

Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 2 сентября 2017 года «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» начиная с сентября 2017 года внедрен рыночный механизм определения обменного курса национальной валюты, а также сняты ограничения на продажу, покупку и распоряжение валютными средствами для населения и субъектов предпринимательства. 

В 2017 году совокупный капитал коммерческих банков возрос в 2,3 раза и достиг 20,7 триллиона сумов. Показатель достаточности капитала повысился до 18,8 процента, что в 1,8 раза превышает международные нормы. Общий объем привлеченных депозитов коммерческих банков увеличился в 1,6 раза и составил 58,7 триллиона сумов. Общий объем активов банков увеличился вдвое и по состоянию на 1 января 2018 года составил 166,6 триллиона сумов. 

В результате продолжения банками реализации активной кредитной политики совокупный объем кредитных вложений в реальный сектор экономики вырос в 2,1 раза и достиг 110,6 триллиона сумов. В частности, коммерческими банками на финансирование инвестиционных проектов были выделены кредиты в сумме 16,1 триллиона сумов, что в 1,3 раза больше, чем в 2016 году. 

В целях финансовой поддержки субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства коммерческими банками выделены кредиты в объеме 19,6 триллиона сумов, в том числе микрокредиты – 4 триллиона сумов. В частности, в целях стимулирования развития предпринимательской деятельности женщин предоставлено 2,8 триллиона сумов кредитов, сферы услуг и сервиса – 3,6 триллиона сумов и семейного предпринимательства и ремесленничества – 490,3 миллиарда сумов. 

В целях улучшения жилищных условий сельского населения коммерческими банками предоставлено 1,8 триллиона сумов ипотечных кредитов на строительство жилья в сельской местности по типовым проектам. 

Реализованные в 2017 году меры в банковской системе послужили повышению эффективности денежно-кредитной политики Центрального банка, дальнейшему укреплению финансовой стабильности банковской системы, ее роли в развитии предпринимательской деятельности и участия в инвестиционных процессах, а также укрепили макроэкономическую стабильность страны.

При обсуждении отчета сенаторы высказали предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности Центрального банка Республики Узбекистан. Рекомендовано усилить меры по обеспечению выполнения требований по достаточности капитала, ликвидности и устойчивости коммерческих банков в рамках требований международных принципов банковского надзора и других мер. 

Отмечена необходимость своевременного и качественного исполнения задач по повышению уровня доступности банковских услуг, обеспечению защиты прав потребителей банковских услуг, коренному улучшению качества и культуры обслуживания населения и субъектов предпринимательства, предусмотренных постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 марта 2018 года «О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг». Необходимо уделить особое внимание мерам по улучшению бизнес- и инвестиционной среды, достижению необходимых условий для обеспечения устойчивости цен путем минимизации влияния монетарных факторов денежно-кредитной политики на инфляцию. 

По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

Далее сенаторы заслушали информацию министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии правовой пропаганды и просвещения в 2017 году. 

Отмечалось, что Министерством юстиции проводится комплексная работа по обеспечению реализации законодательных актов, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, совершенствованию системы распространения нормативно-правовых актов, созданию эффективных механизмов доведения их сути и значения до исполнителей и населения. 

Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы распространения актов законодательства» от 8 февраля 2017 года ведется работа по повышению качества правового информирования исполнителей и населения. 7 сентября 2017 года был принят Закон «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», которым определены полномочия государственных органов, министерств и ведомств, специально уполномоченного органа – Министерства юстиции Республики Узбекистан, органов государственной власти на местах в сфере распространения правовой информации, определен порядок и механизмы ее распространения. 

Отмечалось, что в целях оперативного распространения законодательных актов запущена система межведомственного электронного взаимодействия через защищенные каналы связи (VPN). 

Исходя из того, что число пользователей интернетом в Узбекистане достигло 20 миллионов, Министерство юстиции максимально использует возможности интернета для доведения актов законодательства до населения. Открыты страницы министерства в популярных социальных сетях, таких, как «Фэйсбук», «Инстаграм», «Твиттер», «Одноклассники». За последние 4 месяца их посетили более 100 тысяч пользователей. Такие страницы превратились в платформу прямого диалога с людьми. Одним из крупнейших проектов в интернете со 100 тысячами подписчиков стала страница Минюста «Диалог с народом». Канал «Правовая информация» в мессенджере «Телеграм» запущен 4 месяца назад и на сегодняшний день имеет 80 тысяч подписчиков, через него распространено более 2 500 информационных сообщений. 

В целях повышения активности пользователей канала в сфере правовой пропаганды объявлены конкурсы, победители которых достойно поощряются. 

Также запущен проект видеоблога «Правовая информация» на трех языках (узбекский, русский и английский) в целях разъяснения сути и значения актов законодательства через социальные сети. 

Министерство юстиции изучило положение дел в регионах республики с учетом того, что не многие имеют доступ к интернету, особенно в сельской местности. Выявлены серьезные упущения в плане формирования правовой культуры населения, что диктует необходимость поиска и внедрения новых подходов. В связи с этим за короткий срок изданы тиражом 70 тысяч экземпляров и распространены на местах сборники кодексов и законодательных актов. 

В целях информирования потенциальных инвесторов о правовых условиях для бизнеса в Узбекистане ведется работа по созданию английской версии Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан. 

В 2017 году был утвержден обновленный состав Межведомственного совета по координации работ государственных органов по правовой пропаганде и просветительству, образованы территориальные комиссии данного совета. 

Однако в деятельности данного Межведомственного совета имеется ряд проблем. В частности, государственными органами не ведется анализ проведенных мероприятий по правовой пропаганде, не установлен действенный контроль за работой территориальных подразделений государственных органов в сфере правовой пропаганды, мероприятия проводятся в устаревшем формате или формально. 

В ходе обсуждения информации сенаторы высказали рекомендации по дальнейшему повышению эффективности деятельности Министерства юстиции в данной сфере. Принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

Далее сенаторы рассмотрели вопрос об упорядочении проведения свадебных, семейных, юбилейных торжеств, семейных поминальных обрядов и мероприятий, посвященных памяти усопших. 

Свадьбы, семейные, юбилейные торжества, семейные поминальные обряды и мероприятия, посвященные памяти усопших (далее – семейные мероприятия), являются неотъемлемой частью национальной духовности и отражают многовековые ценности и традиции нашего народа. 

Однако в последнее время в проведении семейных мероприятий наблюдаются такие отрицательные проявления и пороки, как тщеславие, стремление показать себя, чрезмерное расточительство, игнорирование истинных традиций и обычаев нашего народа и социального положения других граждан. 

Внушительные излишние расходы, связанные с семейными мероприятиями, влияют не только на социальное положение семей, но и всю их жизнь, духовную среду в обществе. Анализ показывает, что значительная часть разводов среди молодых семей происходят именно по причине конфликтов, связанных с проведением свадеб и церемоний. Несмотря на принятые меры и проводимую пропагандистскую работу, эти проблемы не находят своего решения, напротив, их масштабы растут.

В целях дальнейшего повышения эффективности работы в данном направлении в СМИ было опубликовано обращение активистов фондов «Махалла» и «Нуроний». В нем содержался призыв повысить эффективность работы в данном направлении, консолидировав усилия государственных, негосударственных организаций и широкой общественности. 

В Сенате был разработан проект постановления «Об упорядочении проведения свадебных, семейных, юбилейных торжеств, семейных поминальных обрядов и мероприятий, посвященных памяти усопших», который широко обсуждался общественностью с 5 по 25 марта сего года. В этот период на телерадиоканалах и в периодических печатных изданиях было размещено около ста материалов. Вышедшие в ведущих интернет-изданиях и социальных сетях материалы были прочитаны 1,6 миллиона раз. Более 400 тысяч граждан, участвовавших в обсуждении и активно поддержавших проект постановления, высказали много предложений и мнений по его дальнейшему совершенствованию. 

Принимая во внимание, что упорядочение семейных мероприятий имеет важное значение для общества, а также с учетом предложений и мнений, высказанных населением, в целях всесторонней разработки соответствующего нормативно-правового акта Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан принял постановление «Об упорядочении проведения свадебных, семейных, юбилейных торжеств, семейных поминальных обрядов и мероприятий, посвященных памяти усопших». 

Данным постановлением образована Республиканская рабочая группа по изучению общественного мнения об упорядочении проведения свадебных, семейных, юбилейных торжеств, семейных поминальных обрядов и мероприятий, посвященных памяти усопших, и утвержден ее состав. Основными задачами Рабочей группы определены организация активного обсуждения данного вопроса в СМИ, в том числе интернет-СМИ, глубокое изучение самобытных традиций и обычаев по проведению семейных мероприятий в каждом регионе страны. Рабочей группе поручено выработать по итогам обсуждений обоснованные предложения и представить проект решения для рассмотрения в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

Также постановлением поручено Министерству культуры Республики Узбекистан, Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан, Республиканскому центру духовности и просветительства, Комитету женщин, Научно-практическому исследовательскому центру «Оила», Узбекскому агентству автомобильного транспорта, Министерству внутренних дел, а также государственным и негосударственным организациям глубоко изучить вопросы, связанные с упорядочением оказываемых населению услуг в проведении свадеб, семейных торжеств, поминок и обрядов по умершим и мероприятий, посвященных памяти усопших, и представить обоснованные предложения Рабочей группе. 

Кроме того, Центру изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» поручено провести социальный опрос среди широких слоев населения по компактному и упорядоченному проведению свадеб, семейных торжеств, семейных поминальных обрядов и мероприятий и представить в Рабочую группу обобщенную аналитическую информацию. 

Далее сенаторы рассмотрели вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан. 

На пленарном заседании были рассмотрены и другие вопросы, относящиеся к компетенции Сената Олий Мажлиса. Приняты соответствующие постановления. 

В ходе четырнадцатого пленарного заседания рассмотрено 20 вопросов, в том числе 13 законов, направленных на коренное повышение эффективности осуществляемых преобразований в стране, развитие международного сотрудничества, последовательное исполнение Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий. Отмечалось, что решения, принятые сенаторами, станут важным фактором расширения международного сотрудничества, создания вокруг нашей страны пояса безопасности, дальнейшего укрепления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечения стабильности и благополучия в стране. 

На этом четырнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу. 


 
 
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан
 

 

Отабек Мирсоатов (фото), УзА 

Опубликовано 31.03.2018 в 08:47, 318 просмотров